Смерть Павла I: влияние на историю России и празднование освобождения

Как добраться

Из Санкт-Петербурга до Павловского музея-заповедника есть несколько вариантов пути — на электричке, на маршрутке или машине.

До ж/д вокзала Павловска ходят электрички с Витебского вокзала и от ж/д станции «Купчино».

Расписание поездов по станции «Павловск»:

Маршрутки отходят от нескольких станций Санкт-Петербургского метрополитена. При выборе рейса будьте внимательны, некоторые из них следуют до Павловского вокзала, другие — прямо до заповедника.

До вокзала курсируют маршрутки № 545 (от ст. «Московская»), № 363 и автобусе № 179 (от ст. «Звездная»), № 545А (от ст. «Купчино»).

До Павловского музея-заповедника идут маршрутки № 299 (от ст. «Московская»), № 521 (от ст. «Купчино»).

Читайте подробнееКак добраться из Санкт-Петербурга в Павловск

От ж/д станции Павловска до дворца ездят автобусы № 299, 370, 375А, 383, 493, 521. Также можно прогуляться пешком по Садовой улице или через парк заповедника (около 2 км).

На автомобиле путь из центра Северной столицы до Павловского дворца займет около часа. Ориентируйтесь по координатам GPS: N59.685776, E30.453559.

Поездка на такси не самый бюджетный вариант, стоимость поездки в одну сторону варьируется от 600 рублей. Выбрать выгодный вариант помогут приложения мобильных сервисов Яндекс.Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.

Павловский дворец: видео

Внешний вид дворца

После вступления Павла I на престол Павловск становится загородной императорской резиденцией. Золотисто-белый дворец, построенный на высоком берегу Славянки, виден с самых дальних точек парка и города.

Придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна возвел вторые этажи над служебными корпусами. На один этаж выросли галереи колоннады. Центральный корпус, увенчанный плоским куполом на 64 колоннах, сохранил главное место в композиции дворца, выделяясь изысканной отделкой и изяществом.

Широкий парадный двор в виде подковы образуется закругленными галереями, которые соединяют центральный корпус со служебными корпусами.

Главный фасад украшен портиком из 4 пар сдвоенных колонн без фронтона-перекрытия Белая колоннада образует открытые галереи. На боковых фасадах колонны сдвоены в неодинаковом ритме: отсюда открывается вид на парадный плац.

Дополняет декор тонкий лепной фриз с листьями аканта, который опоясывает здание. На главном фасаде – три круглых барельефных медальона с аллегорическим изображением Архитектуры, Скульптуры и Живописи.

Фасады резиденции оформлены лепниной и императорскими вензелями, коронами и гербами, римскими доспехами и трофеями. С 1796 года, когда Павел стал императором, дворец приобрел торжественный и парадный облик, соответствуя статусу хозяев. После убийства Павла I здесь жила его вдова Мария Федоровна, пережив супруга на 27 лет.

Интерьеры дворца

По отзывам современников, интерьеры представляли собой образец роскоши и хорошего вкуса. Основная идея — возвеличивание самодержавной власти и прославление российской государственности. Она полностью реализована во всех помещениях дворца знаменитыми художниками и скульпторами того времени.

Используя различные архитектурные приемы, на языке аллегорий они создали необыкновенные по красоте и смысловой наполненности интерьеры. Каждому элементу отделки отводилась своя художественная роль и смысловая нагрузка.

В ходе исполнения эстетический образ оформления постоянно корректировался с учетом пожеланий венценосного заказчика. Так, например, в декабре 1798 года, после получения титула Магистра Мальтийского рыцарского ордена, император потребовал внести в оформление интерьеров рыцарскую и масонскую символику.

На гербе государства появился мальтийский крест, и все помещения в замке стали пестреть различными сакральными изречениями, загадочными знаками и масонскими символами.

В замке был даже громадный двухсветный зал, где стояли на дежурстве офицеры Мальтийского ордена.

Отделка всех помещений дворца восхищала своим великолепием. В замке было пять тронных залов — два для императора и по одному, для императрицы и наследников, Александра и Николая Романовых.

Апартаменты императрицы также были отделаны с необыкновенным изяществом и вкусом. Лучшими считались Большой и Круглый Тронный залы, овальный кабинет и парадная спальня императора.

На самом деле император использовал в качестве спальни совершенно простую комнату, примыкавшую к будуару императрицы. Она была оформлена очень аскетично и украшена всего несколькими картинами на морскую тематику. Это помещение и стало свидетелем ужасной трагедии, произошедшей в замке всего через месяц с небольшим после новоселья.

История Павловского дворца

Дворцово-парковый ансамбль Павловска начал формироваться в конце XVIII века. В качестве главного архитектора в 1782 году был приглашен британец Чарльз Камерон. Павел I часто конфликтовал с зодчим и вносил изменения в проект, требуя расширения дворца. В итоге строительство затянулось на 50 лет.

За этот период сменилось несколько архитекторов. После создания Центрального корпуса Чарльзом Камероном, к работам привлекли придворного зодчего Винченцо Бренна, привнесшего значительные изменения, он добавил вторые этажи, флигели и новые галереи. В декоре фасадов добавились вензеля и лепнина.

Дворцовый парк, Svet-lanka

Павловский дворец продолжали строить и после смерти императора. В начале XIX века над его декором и архитектурой поработали Пьетро Гонзаго, создавший галерею, украшенную фресками; Андрей Воронихин, построивший мраморное крыльцо и «кабинет-фонарик»; знаменитый Карло Росси, разместивший над галереей Гонзаго библиотеку.

Несмотря на все изменения, Павловский дворец сохранил акцент на Центральном корпусе, а новые пристройки образовали гармоничный незамкнутый круг, в сердце которого установлена статуя Павла I.

Аэросъемка Павловского дворца и прилегающей территории:

За годы существования Павловский дворец неоднократно был на грани исчезновения. Первый пожар случился спустя 2 года после убийства Павла I. Восстановительные работы продолжались с 1803-го по 1805-й годы. Второй серьезный пожар, сильно повредивший дворец, произошел в годы Великой Отечественной войны. Реставрация продолжалась до 1957-го года. В 1983-ем году дворцово-парковому ансамблю Павловска присвоили статус музея-заповедника.

Архитектура дворца

Михайловский замок построен в полном соответствии с пожеланиями императора и его представлениями о надлежащей императорской резиденции.

Архитектор Баженов создал уникальный и необычный для русского зодчества дворец, где ни один из четырех фасадов не похож на другой. Однако внешний вид замка производит ощущение целостности, что является несомненной заслугой архитектора.

Это гигантское квадратное здание с закругленными углами создает впечатление неприступного крепостного бастиона. Особенностью архитектурной конструкции является огромное восьмиугольное внутреннее пространство и два небольших внутренних дворика.

Задуманное, как неприступная твердыня, оно располагается на слиянии рек Мойки и Фонтанки. С двух других сторон были прорыты Воскресенский и Церковный каналы. Таким образом, замок оказался расположенным на рукотворном острове, и заехать на его территорию можно было только по трем разводным мостам.

Перед, выходящим на юг, главным фасадом, была сооружена просторная площадь Коннетабля, также окруженная со всех сторон водой. По фронту площади главный разводной мост защищали два полубастиона с пушками. Всего по периметру дворца в крепостной стене перед замком было расположено около 20 пушек.

В центре площади император приказал установить конную статую Петра I, изготовленную еще во время великого государя гениальным Растрелли. Есть одна малоизвестная особенность этой скульптуры, которая кажется совершенно невероятной.

Главный фасад дворца с выступающим ризалитом из серого камня выходит на площадь. По краям ризалита сдвоенные колонны из красного мрамора поддерживают треугольный фронтон с барельефом «История заносит на свои скрижали славу России».

Центральным входом в замок являются Воскресенские ворота, к которым ведет трехпролетный мост через водный канал, опоясывающий центральную площадь Коннетабля.

По обеим сторонам центральные ворота фланкированы величественными обелисками во всю высоту здания с рыцарской атрибутикой и вензелями императора.

Выступающая часть ризалита на уровне верхних двух этажей выделена рядом колонн, поддерживающих фриз со знаменитой строкой, снятой с Исаакиевского собора. Цокольный этаж, выполненный из тесаных каменных глыб, служит непоколебимой основой всего сооружения.

Северный фасад здания выходит в сторону Летнего сада. Центральная часть фасада выступает вперед и отличается широкой лестницей, по бокам которой на постаментах выставлены бронзовые скульптуры Геракла и Флоры — копии античных шедевров.

Сдвоенные колонны, стоящие на верхней площадке лестницы, поддерживают центральную террасу на уровне второго этажа. Высокий аттик с пятью барельефами венчает центральную часть здания и придает целостность всей архитектурной композиции северного фасада.

Восточный фасад выходит на Фонтанку и выделен в центральной части овальным выступом. Венчает выступ купол с флагштоком. В момент, когда император находился в замке — на флагштоке поднимали царский штандарт. Стена овального выступа служит контуром для знаменитого овального кабинета на втором этаже замка.

Западный фасад является церковным и выглядит наиболее нарядно. В его выступающем далеко вперед полукруглом ризалите находится дворцовая церковь Архангела Михаила, в честь которого был назван замок.

Центральный ризалит завершается радиусом купола с остроконечным шпилем, увенчанным мальтийским крестом. Стены украшены лепным карнизом. К северу от ризалита находятся Рождественские ворота, ведущие в небольшой дворик, из которого можно пройти в императорские апартаменты.

Разные архитектурные решения фасадов объединяет в целостный облик единая окраска стен здания. С необычным и неожиданным цветом стен связана, разумеется, и необычная легенда.

Фаворитка осталась без перчатки, ибо она оказалась у архитектора В. Бренна. Царь изумился нежному персиковому цвету этого дамского аксессуара и принес его архитектору в качестве образца цвета для дворцовых стен.

Архитектурный облик здания уникален и не характерен для внешнего вида дворцов и особняков Санкт-Петербурга. Это единственный дворец в стране, построенный в стиле романтического классицизма.

Его образ стал символом периода правления императора Павла I — чудного правителя, такого же неоднозначного, как и его своеобразное детище.

Цены на билеты

Стоимость билета в Павловский дворец зависит от категории посетителей:

  • Вход в Парадные залы дворца на 2 этаже, а также осмотр Жилых комнат на 1 этаже для взрослых, студентов и детей старше 16 лет составляет 600 рублей, для пенсионеров и ветеранов труда – 300 рублей.

  • Вход в Павловский парк с 10:00-17:00 (в летний сезон с 09:00 до 21:00) оплачивается в размере 150 рублей для взрослых, студентов и детей от 16 лет, а также 50 рублей для пенсионеров и ветеранов труда. Можно приобрести абонемент на несколько проходов в парк: от 10 до 365 проходов — от 500 рублей, 

  • Билет в музей Музей костюма (постоянные экспозиции) стоит — 100-150 рублей в зависимости от категории посетителей.

Цены Павловского дворца на сайте, условия бесплатного посещения

Svet-lanka

Лишение статуса царской резиденции

После такого шокирующего события никто из членов царской фамилии не пожелал оставаться в замке. Они все выехали немедленно, и постепенно из дворца стали вывозится все произведения искусства, ценности и предметы интерьера.

Вступивший на престол наследник император Александр I уже 19 марта 1801 года издал указ о приостановке любых работ, как в помещениях замка, так и на прилегающей территории. Из Михайловского замка вывезли все, что представляло хоть малейшую ценность, и к середине следующего года замок практически опустел.

Так продолжалось долгих 18 лет. Молчаливым каменным монстром здание возвышалось в самом центре города, и редкие прохожие спешили быстрее проскочить мимо этого мрачного объекта.

Но, в 1819 году третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович обратился в государственную канцелярию с просьбой передать строение Инженерному корпусу, для размещения в замке военного инженерного училища.

Великокняжеское прошение было удовлетворено и с 1820 года в Михайловском замке разместилось Главное инженерное училище. Территория вокруг дворца была полностью перепланирована.

По проекту Карла Росси была снесена каменная стена перед замком и убраны пушки. Были демонтированы подъемные мосты и засыпаны каналы. Многие интерьеры замка были беспощадно переделаны под нужды нового заведения.

Замок стали называть в народе Инженерным, а с февраля 1823 года указом императора Александра I это название зданию было присвоено официально.

Роль замка в государственном перевороте

По странному стечению обстоятельств, неприступный Михайловский замок, созданный служить защитой подозрительному правителю, стал местом его гибели. Существует множество версий о причинах этой развязки. Но, различные в частностях, они сходятся в главном. Своими неоднозначными реформами император настроил против себя все общество и прежде всего — российское дворянство.

Недовольство среди высшего сословия привело к дворцовому заговору среди приближенных императора. В ночь 11 марта 1801 года они ворвались в царскую опочивальню и потребовали от Павла I отречения от престола. После отказа, император был убит своими ближайшими придворными.

По официальной версии организатором и руководителем дворцового переворота являлся Петр Пален — глава тайной полиции и генерал-губернатор Санкт-Петербурга.

Народу было объявлено о гибели императора в результате трагического случая. Надо сказать, что император не пользовался симпатией среди населения и после такого сообщения жители города высыпали на улицу с криками ликования. Не стесняясь радостных слез, люди обнимались и поздравляли друг друга.

Внешний вид дворца

После вступления Павла I на престол Павловск становится загородной императорской резиденцией. Золотисто-белый дворец, построенный на высоком берегу Славянки, виден с самых дальних точек парка и города.

Придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна возвел вторые этажи над служебными корпусами. На один этаж выросли галереи колоннады. Центральный корпус, увенчанный плоским куполом на 64 колоннах, сохранил главное место в композиции дворца, выделяясь изысканной отделкой и изяществом.

Широкий парадный двор в виде подковы образуется закругленными галереями, которые соединяют центральный корпус со служебными корпусами.

Главный фасад украшен портиком из 4 пар сдвоенных колонн без фронтона-перекрытия Белая колоннада образует открытые галереи. На боковых фасадах колонны сдвоены в неодинаковом ритме: отсюда открывается вид на парадный плац.

Дополняет декор тонкий лепной фриз с листьями аканта, который опоясывает здание. На главном фасаде – три круглых барельефных медальона с аллегорическим изображением Архитектуры, Скульптуры и Живописи.

Фасады резиденции оформлены лепниной и императорскими вензелями, коронами и гербами, римскими доспехами и трофеями. С 1796 года, когда Павел стал императором, дворец приобрел торжественный и парадный облик, соответствуя статусу хозяев. После убийства Павла I здесь жила его вдова Мария Федоровна, пережив супруга на 27 лет.

Like this post? Please share to your friends: